Людмила Кушпель-Мариноши (lik_mi) wrote,
Людмила Кушпель-Мариноши
lik_mi

Categories:

#Сами_себе_университет. Мозг: конец мифологии? Upd.



1f7a6fd5d6ecf4da2d9cb7e88153a7ce.jpg
Фото из Интернета


Что здесь делает Дженнифер Энистон?  Ответ под катом.



МОЗГ – ЭТО НАШ ВНУТРЕННИЙ КОСМОС.  В НЕМ СТОЛЬКО ЖЕ ТАЙН, СКОЛЬКО ВО ВСЕЛЕННОЙ.

Последнее десятилетие в мире науки по праву названо десятилетием мозга. Столь масштабных, интенсивных, плодотворных и технически оснащенных исследований история науки о человеческом мозге еще не знала.

Итог исследования шокирует: на данном этапе наука не в состоянии объяснить, что такое мозг и как он функционирует.

За предыдущую сотню лет ученые, занимающиеся исследованием мозга, распространили немало идей, которые со временем оказались несостоятельными. В науке такие теории уже не живут, а вот в сознании большинства людей свое существование продолжают.

Миф 1: Человек может использовать только от 5 до 10% своего мозга.

Факт: Несмотря на расхожесть этого мнения, на самом деле человек каждодневно использует весь потенциал своего мозга.Различные исследования показали, что даже для выполнения простого задания активизируются практически все отделы головного мозга.Но зато сейчас мы знаем, что нейроны составляют лишь 10% мозга.Остальные 90%, которые составляют около половины массы мозга, называются «glia», что по-гречески означает «клей». Нейробиологи привыкли считать, что glia является просто клейкой субстанцией, которая держит нейроны вместе. Но недавние исследования показали, что роль glia гораздо обширнее. Статья, опубликованная в журнале «Current Opinions in Neurobiology» в 2005 году, указала на истинную роль этих незаметных клеток, деятельность которых простирается от утилизации излишних нейромедиаторов до обеспечения иммунной защиты и стимуляции роста синапсов. Как выясняется, безмолвное большинство является, похоже, отнюдь не таким уж безмолвным.

Миф 2:  Мозг поделен на зоны ответственности. У нас есть структуры, отвечающие за разные функции. Каждая структура обрабатывает свою собственную информацию.





Действительно, в коре полушарий мозга человека нейробиологи выделяют зоны, связанные со всеми органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом, а также ассоциативные зоны, где обрабатывается и синтезируется информация. А магнитно-резонансная томография (МРТ) регистрирует активность тех или иных областей во время разных видов деятельности.
Но!
Карта мозга не абсолютна, и появляется все больше доказательств, что все устроено намного сложнее. Например, в процесс речи вовлечены не только известные зона Брока и зона Вернике, но и другие части мозга. А мозжечок, который все время связывали с координацией движении, участвует в самых разных видах мозговой деятельности.
В  мозге есть специализация на уровне нейронов, и она достаточно постоянна, Но выделить специализацию на уровне структур сложнее, потому что совершенно разные нейроны могут лежать рядом. Можно говорить о скоплении нейронов, типа колонок, можно говорить о сегментах нейронов, активирующихся в один и тот же момент, но невозможно реально выделить какие-то крупные области, которые принято выделять. МРТ отражает активность кровотока, но не работу отдельных нейронов. Наверное, по картинкам, которые получают по МРТ, мы можем сказать, где с большей или меньшей вероятностью можно найти те или иные специализации нейронов. Но говорить о том,что какая-то зона за что-то отвечает,  кажется неправильным».
Миф 3:   Мозг - это компьютер.
Насколько точна эта метафора?  По мнению Ольги Сварник:
"Мы можем фантазировать, что в работе мозга есть определенные алгоритмы, что человек услышал информацию и что-то делает. Но сказать, что наш мозг работает именно так, было бы неправильно. В отличие от компьютера в мозге нет никаких функциональных блоков. Например, считается, что гиппокамп — это структура, отвечающая за память и пространственную ориентацию. Но нейроны гиппокампа ведут себя неодинаково, у них разная специализация, они не функционируют как единое целое».
А вот что считает по тому же вопросу биолог и популяризатор науки Александр Марков (Институт палеонтологии РАН): «В компьютере все сигналы которыми обмениваются элементы логических схем, имеют одну и ту же природу — электрическую, и сигналы эти могут принимать только одно из двух значений — 0 или 1. Передача информации в мозге основана не на двоичном коде, а скорее на троичном. Если возбуждающий сигнал соотнести с единицей, а его отсутствие с нулем, то тормозящий сигнал можно уподобить минус единице. Но на самом деле в мозге используются химические сигналы нескольких десятков типов — все равно как если бы в компьютере использовались десятки разных электрических токов... А нули и единицы могли бы иметь десятки разных, скажем, цветов.
Самое же главное отличие состоит в том, что проводимость каждого конкретного синапса... может меняться в зависимости от обстоятельств. Это свойство называют синаптической пластичностью. Есть и еще одно радикальное отличие мозга от электронно-вычислительной машины. В компьютере основной объем памяти хранится не в логических электронных схемах процессора, а отдельно, в специальных запоминающих устройствах. В мозге не существует участков, специально выделенных для длительного хранения воспоминаний. Вся память записана в той же самой структуре межнейронных синаптических связей, которая одновременно является и грандиозным вычислительным устройством — аналогом процессора».
Миф 4: Чем больше мозг, тем больше ума.Размер мозга не влияет на интеллектуальные способности человека. Тем не менее, по мнению исследователей, ум зависит от синапсов — контактов между нейронами. Количество синапсов растет в детский и юношеский период жизни человека и влияет на интеллект.
Миф 5: По достижении зрелости наш мозг теряет способность к формированию новых синапсов. Эта способность, которую назвали «пластичностью», как считалось, ограничена возрастом младенчества и детства.
Исследование 2007 года, посвящённое пациентке, перенёсшей инсульт, обнаружило, что её мозг адаптировался к повреждению оптических нервов, принимая сходную информацию от других нервных волокон. За этим последовало несколько исследований, которые показали, что взрослые мыши способны формировать новые нейроны. Более поздние исследования обнаружили ещё больше доказательств, что человеческие нейроны способны формировать новые синапсы в зрелом возрасте; в то же время, исследования медитаций показали, что интенсивная ментальная тренировка способна менять и структуру и функции мозга.
Миф 6: Мужской и женский мозг имеют значительные различия
Популярная культура говорит нам, что мозги мужчин и женщин просто разные. Это верно в том плане, что мужские и женские гормоны по-разному влияют на развитие мозга, а наглядные исследования показали различия в том, как мужчины и женщины чувствуют боль, принимают социальные решения и справляются со стрессом. Предел, до которого эти различия обусловлены генетически, а не сформированы опытом – до сих пор неизвестен.
Во многих комедийных фильмах показано, что мужчина и женщина ведут себя по-разному. Однако все дело в том, есть ли различие между индивидуальным опытом, который мы исследуем. Например, существует большое количество данных, будто женщины плохо ориентируются в математике, плохо решают задачи. Но это напрямую связано с тем, как общество относится к разделению полов. В том случае, если индекс различий между полами достаточно высокий, женщины  показывают себя в математике гораздо хуже. Между тем как недавнее исследование, проведенное в Исландии, показало, что в странах с высоким уровнем эмансипации женщины даже лучше справляются с математическими задачами, чем мужчины. То есть возможность справляться с математическими задачами напрямую связана с уровнем эмансипации.
Конечно, если определенная культура, среда участвует в формировании индивидуального опыта, на выходе он получается разным. И суть тут не в том, мужской это мозг или женский.
Но в большей своей части, мозги мужчин и женщин одинаковы. Анализ гендерных различий, проведённый журналом «American Psychologist» в 2005 году, показал, что в 78% случаев гендерных различий, описанных в других исследованиях, влияние пола на поведение находилось в пределах от незначительного до нулевого. А недавние исследования разоблачили миф о различии способностей разных полов. Исследование, опубликованное в журнале «Psychological Bulletin» в январе 2010 года, изучило почти полмиллиона мальчиков и девочек из 69 стран, и не обнаружило различий в их математических способностях.
Миф 7: Нервные клетки не восстанавливаются
Так как нейроны не делятся, долгое время считалось, что образование новых нервных клеток происходит только в эмбриональном развитии. То, что это не так, ученые обнаружили еще несколько лет назад. Выяснилось, что в мозге взрослых лабораторных крыс и мышей есть зоны, в которых происходит рождение новых нейронов — нейрогенез. Их источник — стволовые клетки нервной ткани (нейральные стволовые клетки). Позднее было найдено, что и у человека есть такие зоны. Исследования показали, что новые нейроны активно отращивают контакты с другими клетками и включаются в процессы обучения и памяти. Повторим: у взрослых животных и людей.
Дальше ученые стали изучать, какие внешние факторы могут оказывать влияние на рождение нейронов. И выяснилось, что нейрогенез усиливается при интенсивном обучении, при обогащении условий среды и при физической активности. А самым сильным фактором, тормозящим нейрогенез, оказался стресс. Ну, и с возрастом этот процесс все же замедляется. То, что верно для лабораторных животных, в данном случае можно полностью перенести на человека. Тем более наблюдения и исследования на людях это подтверждают. То есть чтобы усилить образование новых нервных клеток, нужно тренировать мозг, обучаться новым навыкам, запоминать больше информации, разнообразить свою жизнь новыми впечатлениями и вести физически активный образ жизни. В пожилом возрасте это приводит к такому же эффекту, что и в молодые годы. А вот стресс для рождения новых нейронов губителен.
Миф 8: Современные люди умнее древних
Факт:  Древние люди были умнее.  Они должны были решать кучу задач на выживание, причем думать очень быстро, в отличие от нас, которым все преподносится на блюдечке с голубой каемочкой, да еще в разжеванном виде, да и торопиться никуда не надо. Древние люди были универсалами — каждый хранил в голове полный набор информации, необходимый для выживания во всех ситуациях, плюс должна была быть способность реактивно соображать в непредвиденных ситуациях. У нас же есть специализация: каждый знает махонький кусочек своей информации, а в случае чего — «обратитесь к специалисту».
Миф 9: От компьютерных игр люди глупеют.
Факт: Компьютерные игры учат делать несколько дел одновременно. Лучшим источником тренировки способности выполнять несколько заданий одновременно являются компьютерные игры. В шутерах, к примеру, необходимо застрелить как можно больше врагов, наступающих с разных сторон. Игры заставляют людей рассредоточивать внимание и молниеносно реагировать на малейшие изменения ситуации.








"Нейрон Дженнифер Энистон".

***   ***   ***
Отрывок из лекции Ольги Сварник "Мозг: работа над ошибками".
Не так давно было обнаружено, что есть нейроны, активирующиеся только тогда, когда вы показываете пациенту фотографии определенных  персонажей. Например, у пациента одного из исследований обнаружился нейрон, который активировался только в тот момент, когда показывали Дженифер Энистон. Если бы мы показали этому пациенту при регистрации этого нейрона Джулию Робертс, то он бы не стал активироваться. Можно констатировать интересный факт: не у всех есть «нейрон Дженифер Энистон». Это демонстрирует различие в нашем индивидуальном опыте. У некоторых пациентов обнаружились «нейроны Холли Берри».
Это очень хорошая возможность заглянуть внутрь, в субъективный мир тех живых организмов, которые мы хотим изучать. Это может нам помочь понять те принципы, которые лежат в основе функционирования нашего мозга, но не структуры. Структуры состоят из отдельных клеток. Например, у одного пациента было зарегистрировано два нейрона одновременно: они лежали рядом. Так получилось, что  их регистрировал один электрод. Один из этих нейронов активировался, когда предъявляли фотографию Билла Клинтона, а второй – когда предъявляли Мать Терезу. Ни на каких методах, связанных с компьютерной томографией, невозможно показать этот клеточный уровень активности отдельный нейронов. Но если мы не будем исследовать принципы работы отдельных нейронов, то мы не поймем работу мозга".









В статье использованы:
Tags: интересное, компьютер, мифы, наука, психофизиология, человеческий мозг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo lik_mi january 10, 2015 18:37 93
Buy for 10 tokens
Прошлое в настоящем. (Не шоколадные, конечно, просто современники событий рассказа). . Несбыточные, словно сны о сказочных дворцах с мраморными ступенями. Манящие, как запах духов "Красная Москва". Они стояли за стеклом витрины обычного продуктового среди горок шоколадного лома и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

Recent Posts from This Journal